Главная
→
Традиционная китайская медицина (ТКМ)
→
Основа Диагностики в Китайской медицине
→
Основные принципы диагностики
Основные принципы диагностики
Теория диагностики в китайской медицине в процессе формирования и развития подверглась сильному влиянию древних философских учений, в основе её теории познания и методологии лежат примитивные диалектико-материалистические идеи, именно они дали возможность сформироваться специфическим чертам китайской традиционной диагностики. Теория познания в китайской диагностике строится на целостной концепции китайской медицины и изучает явления физиологии и патогенеза человеческого организма с точки зрения их всеобщности, взаимосвязанности, целостности и изменчивости. Методология заключается в том, чтобы с помощью непосредственного наблюдения собирать необходимую информацию о ходе заболевания, «появлению видеть его суть», «по частному узнавать о целом», «по манере обычного человека определять манеру больного» и таким образом исследовать сущность заболевания. Эти три положения и являются основными в китайской традиционной диагностике болезней.
«По явлению видеть его суть», или «по внешнему узнавать о внутреннем», или «зная внешнее, догадываться о внутреннем»
Под «внешним» здесь подразумевают внешние проявления симптомов заболевания, под «внутренним» – суть патологических изменений внутренних органов, Ци и крови. «Зная внешнее, догадываться о внутреннем», или «по внешнему узнавать о внутреннем», означает что, наблюдая и анализируя внешние признаки (симптомы), врач догадывается о сущности патологических изменений в организме больного.
Положение диагностической теории о том, что «по внешнему следует узнавать о внутреннем», является по сути применением древнефилософской концепции в медицине. Согласно этой концепции, все физиологические процессы и патологические изменения внутри человеческого организма обязательно имеют внешнее выражение, и наблюдая за внешними явлениями, можно определить сущность физиологических и патологических процессов, происходящих в организме. Внешние признаки больного относят к проявлениям болезни, а внутренние наращения висцеральных органов, Ци и крови – к сущности заболевания. Сущность выражается с помощью внешних проявлений, а внешние проявления определяются сущностью. Таким образом, положение диагностики о том, чтобы «по внешнему узнавать о внутреннем», по своей сути является диалектическим тезисом о возможности «по явлению видеть его суть»
«По частному узнавать о целом», или «наблюдая мелочи, узнавать целое»
Под мелочами имеют в виду мелкие, локальные изменения, а под целым – общую ситуацию. «Наблюдая мелочи, узнавать целое» означает. Что наблюдая локальные небольшие отклонения, можно догадаться о серьезных патологических изменениях, происходящих во свеем теле. Человеческое тело является целостной органической системой, в которой каждая часть тесно взаимосвязана со всей системой и другими частями, поэтому информация о физиологических и патологических изменениях отражается на всех частях системы. Например, язык – один из пяти органов чувств. Является не только небольшой частью тела, но и «ростком» сердца, на нем внешне проявляются изменения селезенки и желудка, он тесно взаимосвязан со всеми органами и каналами тела. Вследствие этого изменения на поверхности языка отражают состояние органов систем в целом, поэтому китайская медицина придает большое значение его исследованию: осмотр языка является одним из главных методов диагностики заболеваний.
Обобщая сказанное выше, следует отметить, что положение китайской диагностической теории «наблюдая мелочи, узнавать целое» – не только эффективное руководство в клинической практике, но и результат применения в медицине диалектического тезиса «по частному узнавать о целом».
«По манере обычного человека определять манеру больного», «познав себя, познать другого», или «по нормальному узнавать об изменениях»
Под «нормальным» подразумевают обычное, здоровое состояние, а под «изменениями» – аномальные, патологические состояния. «По нормальному узнавать об изменениях» означает, что взяв нормальное состояние в качестве критерия, по нему можно определять отклонения от нормы в сторону избыточности или недостаточности чего-либо . Применяя это положение в медицинской диагностике, врач использует различные показатели здорового человека как критерий для оценки состояния больного. Таким образом, врач может видеть отклонения от нормы у больного и не только определить, в чем они заключаются, но и поставить правильный диагноз.
Здоровье и болезнь, норма и отклонения, белый цвет лица и желтый, редкий пульс и частый – все эти понятия относительны, сделать окончательное заключение можно лишь наблюдая и сравнивая. При диагностике заболеваний следует обязательно понять сущность заболевания, чтобы, исходя из нормы, обнаружить отклонения, сравнивая явления, искать отличия. Это положение учит «познав себя, познать другого», увидев избыток или недостаток чего-то , поставить диагноз.
Процесс диагностики заболеваний состоит в том, чтобы руководствуясь теоретическими установками китайской медицины, проводить непосредственное обследование пациента и с помощью логических умозаключений ставить диагноз. Клинические проявления заболеваний могут быть сложными и неоднозначными, могут меняться, и если врач хочет вникнуть в сущность заболевания, добиться максимально точного диагноза, то он должен следовать следующим принципам: целостный подход; всесторонний анализ четырех методов диагностики; «глубина“ постановки диагноза; сочетание дифференциации не только болезней, но и синдромов.
Целостный подход
Теоретической посылкой для этого принципа является концепция взаимосвязей и взаимозависимости человека и природы, духовного и телесного, внешнего и внутреннего. Целостный подход означает, что при диагностике нужно учитывать не только весь комплекс патогенетических связей, но и социальное окружение и экологических факторы. Только суммируя все эти данные, можно правильно оценить картину заболевания.
Прежде всего человек – это органическое единство, при его физиологической деятельности все части организма действуют слаженно как единый механизм; в условиях же патогенеза различные части организма изменяются и взаимно влияют друг на друга, также подчиняясь определенным закономерностям. Если в организме возникает заболевание, то патологические изменения с поверхности тела могут перейти на внутренние органы, а отклонения внутренних органов обязательно отражаются на внешних признаках. Какая-либо локальная патология может повлиять на весь организм в целом или на другие его части, а заболевание всего организма отражается в каких-либо локальных признаках; эмоциональные стрессы могут повлиять на функционирование внутренних органов, а болезни внутренних органов обусловить изменения в эмоциональной деятельности – все это служит доказательством того, что любое болезненное изменение не может не оказать воздействия на организм в целом. И далее, необходимо учитывать влияние на патогенез окружающей среды. Жизнедеятельность человека неотделима от окружающей среды, существуют различные регулирующие механизмы, поддерживающие баланс Инь и Ян между человеком и окружающей средой.
Например, летом организм выделяет много пота и мало мочи, а зимой – мало пота и много мочи, что способствует регуляции температуры тела, поэтому, наблюдая за температурой тела, функциями пота и мочеотделения, необходимо учитывать влияние сезонных и климатических факторов.
Принцип подхода к диагностике и позиций целостности предполагает два аспекта: во-первых, собирая клинические данные с помощью четырех способов диагностики, необходимо иметь полные данные о всех сторонах жизнедеятельности организма, а не концентрироваться лишь на больном месте. Кроме того, следует, используя локальные патологические изменения как индикатор, комплексно исследовать весь организм больного с помощью четырех методов диагностики, а также изучить историю болезни пациента, особенности его конституции, его домашние, социальные, экологические и климатические условия и понять, какое влияние имеют все эти факторы на возникновение заболевания. Для правильного диагноза нужен прочный фундамент, составленный из скрупулезно собранных, обширных клинических данных.
Второй аспект целостного подхода требует от врача всестороннего анализа собранных клинических данных и комплексного решения проблемы. Следует избегать двух крайностей: во-первых, когда за деревьями не видно леса, и во-вторых, когда не отличая главного от второстепенного, смешивают все в одну кучу.
Всесторонний анализ четырех методов диагностики
Этот принцип также имеет два аспекта: во-первых, одинаковая значимость всех четырех методов диагностики, которые нужно обязательно применять комплексно, чтобы получить всестороннюю информацию о заболевании; во-вторых, все собранные данные следует комплексно анализировать, анализируя все сходные признаки, чтобы поставить максимально точный диагноз.
Важность анализа именно всех полученных данных заключается в том, что четыре метода диагностики (осмотр, прослушивание, расспрос и пальпация) рассматривают картину болезни с разных углов зрения, каждый из них пользуется специфическими методами и знаками и в каждом из них присутствует некоторая ограниченность, поэтому они могут хорошо дополнять друг друга, но не могут заменять длин другой. Преувеличение значения одного из методов диагностики и пренебрежение другим является односторонним и ошибочным подходом. Только с помощью всех четырех методов можно получить системные данные, обеспечивающие правильный диагноз.
Во-вторых, болезнь – это сложное явление. Её клинические признаки могут проявляться с разных сторон, поэтому для сбора исчерпывающих данных о её картине нужно использовать четыре метода диагностики комплексно. Клинические проявления заболевания могут быть ложными; на пример, ложный пульс – ложный симптом, особенно в момент его критической фазы. В такой ситуации любая информация, полученная одним из диагностических методов, может оказаться ложной, поэтому если не следовать принципу комплексного анализа всех диагностических данных, а слепо довериться одному из методов диагностики, то очень легко можно впасть в заблуждение.
В-третьих, в клинической практике четыре метода диагностики осуществляют обычно синхронно ил вперемежку. Обычно во время расспроса пациента врач прислушивается к его голосу и дыханию; осматривая его физическое состояние, врач обращает внимание на состояние языка, проверяет пульс и состояние кожи. в связи с этим заблуждения по поводу китайской диагностики типа“только посмотрел – и сразу понял“, или с помощью трех пальцев определил Инь и Ян»идут вразрез с принципом всестороннего анализа диагностических данных и не соответствуют клинической практике, поэтому их следует отбросить.
Комплексный анализ диагностических данных необходим при обдумывании диагноза. Чтобы понять сущность заболевания. Нужно тщательно обдумать, проанализировать и систематизировать все материалы, собранные при диагностическом обследовании, затем принять решение и поставить точный диагноз. Все это представляет собой целостный мыслительный процесс – без обобщения, имея лишь собранные данные, мы останемся на уровне чувственного восприятия и не сможем подняться на уровень рационального познания, т.е. процесс познания останется незавершенным.
«Глубина» постановки диагноза
«Глубина» постановки диагноза означает, что врач должен на основании всех полученных с помощью четырех диагностических методов данных с симптомах и признаках. Истории белении и провести работу по их обобщению, анализу, дифференциации, выработке по ним своего суждения, с тем чтобы вникнуть в сущность болезни и понять е1 закономерности.
«Глубина» здесь означает «корень», «истоки», «сущность». «Глубина» диагностики подразумевает целостную патогенетическую концепцию, включающую этиологию, патогенные факторы, локализацию патогенов, характер и степень патологии, а также все важнейшие патогенетические факторы, связанные с сущностью данного этапа в развитии болезни, т. е. весь патогенез.
Китайская медицина полагает, что патогенез является высшим обобщением сущности болезни, а виды синдромов – чаще всего указаниями на патогенез, ведь синдром оценивают на основе по знания его патогенеза. По сути процесс «доказывания до корней» — это то же самое, что процесс дифференциации симптомов и признаков, так как цель последнего как раз и заключатся в поиске истоков заболевания. Например, при синдроме влажного жара в печении и желчном пузыре наиболее распространенными симптомами являются боль и распирание в подреберье, отсутствие аппетита, вздутие живота, горечь во рту, моча темного цвета, красный язык с жирным налетом, струнный, частый пульс; болезнь локализуется в печени и желчном пузыре, патогенными факторами являются влажность и жар, патогенез заключается в поражении печени и желчного пузыря патогенными влажностью и жаром – отсюда и синдром называется «синдром влажного жара в печени и желчном пузыре».
Сочетание дифференциации не только болезней, но и синдромов
Распознавание болезней должно сочетаться с распознаванием синдромов. Китайская медицина включает оба этих процесса, окончательный диагноз в ней состоит из названия болезни и названия синдрома. Как болезнь, так и синдром – оба понятия чрезвычайно важны в диагностике. Распознавание болезни включает обобщение процесса болезни и закономерностей её развития, осознание основных противоречий, возникших на всем протяжении болезни, а распознавание синдрома – выводы о месте и характере патологии на данном этапе заболевания, осознание основных противоречий, возникших именно на этом этапе. Болезнь и синдром отражают различные важные стороны сущности заболевания, поэтому китайская медицина и придает столь большое значение сочетанию распознания того и другого, что повышает эффективность диагностики. В клинической практике иногда сначала распознают болезнь, потом – синдром, иногда сначала – синдром, потом – болезнь, в каждом случае есть определенные преимущества, следует только научиться их применять сообразно с обстоятельствами.
|
|
|